Варианты освещения
Если говорить коротко, то типы освещения можно разделить условно на три больших группы: основное или общее, декоративное и направленное, его еще называют рабочим.
Общее это, в основном, свет, льющийся с потолка, – люстры или точечные лампы для подвесного потолка. Такой свет должен быть равномерным и не бить про глазам – это главные требования.
Суть рабочего освещения можно понять уже по названию. Это свет, направленный на определенные зоны в квартире, где люди занимаются какой-то деятельностью: столешница на кухне, письменный стол в кабинете, бра над кроватью для чтения перед сном и тому подобное. Такое освещение, как правило, ярче основного. И для него используют бра, споты, настольные и прожекторные лампы, подвесные модели, торшеры.
И, наконец, декоративное. Это чистая эстетика, свет для атмосферы и уюта. Светодиодные лампы и ленты, цветные светильники, фигурные, ночники – вот что «работает» в этой группе. К ней можно отнести даже подсвечники и лампы для живого огонька.
Принцип лучшего освещения в помещении состоит в комбинации всех трех типов. Также, продумывая светодизайн, нужно оценить, под каким углом, с какой стороны и в какое время суток в комнату попадает естественный свет.
Типы светильников
Их десятки. Для того, чтобы даже коротко описать каждый, нужно создать не статью, а брошюру. Поэтому остановимся на основных.
На потолок: люстры, подвесные, точечные, встраиваемые варианты, треки, панели, ленты. Люстра это тоже подвесная конструкция, но у нее есть рожки, а у просто подвесных светильников их нет.
На стены: бра (как правило, отличаются от других моделей, опять же, наличием рожков), другие типы настенных светильников, подсветки для ниш, картин, зеркал. Среди настенных светильников можно выделить разные типы по функционалу. Например, для чтения или для декоративного освещения.
На стол: классика жанра это, естественно, настольная лампа. Она имеет основу и рожок, высота и угол наклона чаще всего регулируются. Другие типы настольных светильников могут быть какими угодно, все зависит от фантазии дизайнера. Светящиеся деревья, рыцари с копьями с лампочкой на наконечнике, сияющий заяц… Существуют и варианты, которые сложно отнести однозначно к какому-то одному типу. Как пример – модель Newport 4202/T.
На пол. Самый известный представитель этого типа – торшер. То есть высокая конструкция на тонком основании с одним или несколькими рожками. Торшеры удобны тем, что они обычно сравнимы со средним человеческим ростом, под ними удобно читать, их удобно включать (кнопка обычно располагается так, что до нее не надо тянуться).
Другие варианты напольных светильников внешних стандартов не имеют вообще. Так же, как и настольные, они могут быть любого дизайна и любых форм.
Цветовая температура
Температура цвета это фактор, который нельзя не учитывать в светодизайне. Иначе исчезнет любая продуманная концепция. Сам по себе термин пришел из физики. Измеряется цветовая температура в Кельвинах (К) и означает оттенок света, который вам даст тот или иной светильник. Чем выше показатель, тем холоднее свет, с уклоном в синеву. Например, показатель в 2500 К означает теплый оранжевый свет, который хорош в спальне или над обеденным столом, а 5500 К – белый, который можно увидеть в музеях и в некоторых магазинах в подсветке витрин.
Температура цвета в освещении влияет не только на наше зрительное восприятие, но и на психологическое состояние. Теплый оранжевый расслабляет, белый, наоборот – концентрирует. Недаром в офисах применяются обычно так называемые лампы дневного света. Это, как правило, 4000-5000 К. Также при разном освещении человеческий глаз по-разному видит оттенки палитры, поэтому правильно подобранная температура может выгодно подчеркнуть интерьер. Или, наоборот, свести к нулю всю его красоту. Кроме того, постоянное использование только белого «холодного» цвета приводит к развитию депрессии.
Именно поэтому грамотный дизайн света должен опираться на цветотемпературу. Подбор этого показателя зависит от функционала помещения (или его зон) и от личных предпочтений обитателей.